О том как развивать речь ребёнка, многие родители начинают задумываться даже раньше, чем малышу исполнится один годик. И хотя врачи-неврологи и логопеды говорят, что связная речь формируется к 3 годам, начинать занятия можно уже с первого месяца жизни.
Содержание
Развитие детской речи
Огромную радость доставляет родителям первое «агу» малыша – речь ребенка. Это своего рода сигнал маме, что кроха научился управлять своими губами и языком, готов произносить первые полуслова. «Агуканья» (гуление) появляются ближе ко второму месяцу жизни, а к третьему достигают своего максимума. Правильная реакция мамы на первые гуления служит фундаментом для дальнейшего формирования речи. Необходимо улыбаться малышу, играть с ним в «агу», глядя в глаза, придумывать новые сочетания звуков: «гугу», «угу», «ау», «агу-гу-гу» и т. п. Такая демонстрация внимания и радости даст малышу знак о том, что он делает что-то интересное и приятное маме. Ему захочется слушать себя и гулить всё чаще. Важно не перестараться в стремлении научить детей гулению. Малыши до 3 месяцев быстро устают, их нервная система ещё не полностью сформирована. Чтобы ребёнок не устал от родительских «скажи агу», достаточно играть с ним 2-3 минуты несколько раз в день.
Постепенно гуление усиливается, и к 6 месяцам у детей появляется лепет. Они начинают произносить «ма-ма», «да-да», «та-та», могут подолгу напевать цепочки слогов, радуясь звукам собственного голоса. Важно повторять все слоги, произносимые малышом. На этом этапе родители начинают учить детей: «скажи ма-ма, па-па». Чтобы ребёнок быстрее понял связь между словом и предметом, нужно показывать ему то, что он неосознанно называет. Например, если малыш лепечет «ба-ба-ба-ба-ба», можно показать его ручкой на бабушку и сказать: «баба, вот баба». Если произносит «да-да-да-да», можно сказать «да-да-дай» и взять ребёнка за руку. Такие игры помогут понять, что слова – это не просто звуки, а обозначение предметов и людей.
С 9-10 месяцев у детей появляются первые слова: мама, баба, папа, дада, гага. Развитие речи будет осознанным, если родители активно помогали малышу на этапе формирования лепета, повторяли за ним, показывали и называли окружающие его предметы.
Словесный водопад от 1 года до 2 лет
В период с 1 года до 2 лет у большинства детей происходит очередное развитие речи. Начинается бесконечный поток осознанных коротких слов. И хотя словами назвать это ещё трудно, дети используют их по назначению, понимая, о чём говорят. Например, «ка-ка» может обозначать качели и желание качаться, ворону, чьё-то имя и т. п. Ребёнок показывает рукой и использует различные интонации, помогая родителям понять, что он имеет в виду. Это важнейший период в жизни малыша, в это время происходит умственный, физический и речевой рост. Переход от слов «ка-ка», «ня-ня», «гуи-гуи», «мимяка» к «кась-кась», «ням-ням», «гуять», «мясик» и т. д.
Чтобы научить детей говорить, прежде всего нужно понять, что большую часть знаний они получают в семье. От того как происходит общение малыша с окружающими, будет зависеть его способность думать, сопоставлять и разговаривать. Существует масса способов развития детской речи, вплоть до использования авторских методик интеллектуального развития. Но важно понимать, что ни одна, даже самая инновационная техника обучения, не заменит живого родительского общения. С ребёнком нужно разговаривать. С самого рождения должна быть налажена связь между ним и мамой. Ведь, как правило, именно мама занимается с детьми.
Необходимо постоянно говорить обо всём, что окружает ребёнка, рассказывать сказки, стишки, петь песенки. Повторять за ним каждое сказанное слово, проговаривая правильно. Ошибка многих взрослых в том, что они подражают маленьким детям, «сюсюкают». С таким подходом родители затормаживают развитие речи, не дают ребёнку узнать правильное произношение.
Говорить с детьми нужно обычным разговорным языком. Например, «гав-гав», «кис-кис» и «бай-бай» – это упрощённые детские слова. Малыши используют их, потому что до 2-3 лет чаще всего не могут произносить «собака», «кошка», «хочу спать». Когда ребёнок ещё не умеет говорить, такие детские слова можно употреблять родителям, чтобы показать крохе вариант лёгкого обозначения предмета. При этом обязательно проговаривается и правильное слово. Ошибка: «смотри, гав-гав идёт», правильно: «смотри, собачка идёт, гав-гав». Когда малыш уже немного говорит, родителям необходимо расширять его словарный запас, каждый раз правильно называя слова. Пример: малыш сказал – «бай-бай», мама повторяет – «бай-бай, спать» или «пойдём спать». Ошибкой будут слова мамы: «бай-бай, сынок (дочурка), ты хочешь бай-бай?».
Книги – лучшие друзья
Постепенно слова ребёнка будут складываться в предложения из 2-3 слов. К двум годам большинство детей уже может сказать: «падём пать», «хасю гуяти», «дай пить», «кися маинький». Если родители достаточно времени уделяли малышу, много разговаривали с ним, читали, пели, то к 2 годам он уже сможет читать стихи, петь песни и рассказывать сказки. Ведь дети – это подражатели, они повторяют то, что слышат. Если мама будет мыть посуду и при этом говорить «идёт бычок качается, вздыхает на ходу…», малыш постепенно выучит эти слова и повторит.
Приучать детей к чтению нужно с 2-3 месяцев. В этот период малыш может трогать ручками книжку, слушать маму. Чем раньше он познакомится с книжкой, тем больше вероятность того, что он захочет её почитать, а не съесть. Многие малыши грызут книги, и мамы вынуждены убирать их от таких любителей «тащить всё в рот». Чтобы ребёнок не грыз книжку, нужно объяснить ему, что это не игрушка. Для этого рекомендуется хранить книги отдельно, не давать малышу играть ими самостоятельно. Например, перед сном мама может достать красочную книгу и показать её малышу, держа в своих руках. Ребёнка заинтересует новый предмет и новые рассказы мамы. Постепенно к 1,5-2 годам у него появится понимание того, что книга – это интересный предмет, в котором много разных картинок и сказок. Позднее он поймёт, что чтение книг – это один из способов совместной деятельности с родителями, которая так важна для полноценного развития.
Ниже приведён список сказок и стихов, которые помогают развивать мышление детей и обогащают их словарный запас. Сюжеты этих произведений просты и понятны малышам, в них рассказывается о животных и игрушках.
- Колобок.
- Репка.
- Курочка Ряба.
- Идёт бычок качается.
- Наша Таня громко плачет.
- Мишка косолапый по лесу идёт.
- Зайку бросила хозяйка.
- Самолёт построим сами.
- Я люблю свою лошадку.
- Спать пора, уснул бычок и другие стихи А. Барто.
- Сорока-белобока.
- Волк и семеро козлят.
- Винни-Пух и все-все-все.
- Три поросёнка
Полезно не просто купить эти книги и периодически читать их малышу, а выучить наизусть и рассказывать при каждом удобном случае. Сказка перед сном – лучше всего запомнится ребёнку. Также благоприятно воздействуют на детей потешки и прибаутки. Они в стихотворной форме рассказывают о простых вещах, успокаивают малышей. Лучше выучить наизусть 3-4 потешки (для умывания, одевания, кормления, засыпания). Примеры:
- Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы щёчки алели, чтобы глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
- Этот пальчик хочет спать, этот пальчик лёг в кровать, этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит. И (Кристинке, Максимке) спать велит.
В гармонии с природой
Ещё одним способом, ускоряющим развитие речи, является беседа на прогулке. С 6 месяцев и до 2-2,5 лет прогулка с ребёнком должна строиться на изучении окружающего мира. В тот момент, когда малыш не спит на улице, нужно показывать ему деревья, цветы, птиц, насекомых, людей, небо, снег, лужи. Мамы не должны стесняться говорить с лежащим в коляске ребёнком. Даже если он ничего не говорит, он всё понимает, запоминает и сравнивает. Именно на улице ребёнок видит живых собак, кошек, птиц, может прикоснуться к деревьям, траве, камням. При этом словарный запас быстро увеличивается.
Самым маленьким крохам рассказы мамы на улице и возможность потрогать предмет помогают понять, что слова – это не просто звуки, а названия вещей, живых существ. Психологами отмечено, что если малышу показать животное не только на картинке, но и в жизни, он быстрее запомнит его, сможет узнать среди других и сказать, кто это. Цвета и формы дети также различают быстрее во время игр на прогулке. Пример игры: «покажи где красный цветок», «какая горка выше», «найди круглую клумбу». Такие игры развивают внимание, мышление, логику, память и речь детей.
Заниматься с детьми совсем нетрудно. Они познают мир и учатся говорить, играя с мамами, папами, сёстрами, братьями. Дети – это отражение своих родителей. От мамы и папы зависит то, что ребёнок слышит и видит вокруг себя. А то, что он услышал, он и скажет. Важно говорить с детьми, слушать их, играть с ними. Тогда они вырастут гармоничными и развитыми личностями.