Головоломка, придуманная как наглядное пособие к алгебраической теории, неожиданно увлекла весь мир. Уже не одно десятилетие далекие от высшей математики люди азартно бьются над сложной и увлекательной задачей. «Магический кубик» – отличный инструмент для развития логического мышления и памяти. Тем, кто впервые задался вопросом, как собрать кубик Рубика, схемы и комментарии помогут поддержать энтузиазм, и, возможно, открыть для себя мир спидкубинга.
Шесть граней головоломки имеют определенные цвета и порядок их расположения, запатентованные изобретателем. Многочисленные подделки часто выдают себя именно непривычными цветами или их положением относительно друг друга. Обучающие схемы и описания всегда используют стандартное цветовое оформление. Новичкам довольно просто запутаться в объяснениях, если использовать кубик с другой цветовой схемой.
Цвета противоположных граней: белый – желтый, зеленый – синий, красный – оранжевый.
Каждая сторона состоит из нескольких квадратных элементов. По их количеству различают виды кубиков Рубика: 3*3*3 (первый классический вариант), 4*4*4 (так называемая «Месть Рубика»), 5*5*5 и так далее.
Первая модель, собранная Эрнё Рубиком, представляла собой 27 деревянных кубиков, одинаково покрашенных в шесть цветов и составленных друг на друга. Изобретатель в течение месяца пытался сгруппировать их так, чтобы грани большого куба сложились из одинаковых по цвету квадратов. Еще больше времени заняла разработка механизма, который скрепил все элементы.
Содержание
-
- 0.0.1 Современный кубик Рубика классической конструкции состоит из следующих элементов:
- 0.0.2 В русскоязычных руководствах по сборке кубика Рубика используют начальные буквы от русских названий:
- 0.0.3 Обозначения, принятые в WCA (World Cube Association):
- 0.0.4 Группы элементов, которые составляют средние слои между гранями, тоже имеют свои названия:
- 0.0.5 Возможные действия с гранью, например, с правой:
- 0.0.6 Движения средних слоев привязаны к внешним граням:
- 0.1 Кубик Рубика 2х2
- 0.2 Как собрать кубик Рубика 3х3
- 0.3 Кубик Рубика 4х4
- 0.4 Быстрая сборка головоломки 5х5
- 1 Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих
- 2 Как собрать кубик Рубика с закрытыми глазами
- 3 Кому принадлежит рекорд по самой быстрой сборке кубика Рубика
Современный кубик Рубика классической конструкции состоит из следующих элементов:
- Центры – неподвижные относительно друг друга части, закрепленные на осях вращения кубика. Они обращены к пользователю только одной окрашенной стороной. Собственно, шесть центров и образуют зеркальные пары в цветовой схеме.
- Ребра – подвижные элементы. Пользователь видит две цветные стороны у каждого ребра. Цветовые комбинации здесь тоже стандартные.
- Углы – восемь подвижных элементов, расположенных в вершинах куба. У каждой из них по три цветные стороны.
- Скрепляющий механизм – крестовина из трех жестко закрепленных осей. Существует альтернативный вариант механизма, похожий на сферу. Его используют в скоростных или многоэлементных кубиках. Особенно сложна конструкция кубов с четным количеством элементов на гранях – это система взаимосвязанных клик механизмов, иногда объединенная с крестовиной. Существуют магнитные механизмы для профессиональных скоростных кубов.
Игра с кубиком Рубика заключается в том, что при помощи подвижного механизма цветные элементы на гранях переупорядочивают и пытаются собрать в первоначальном порядке.
Фанаты головоломки соревнуются в решении на время. Кроме ловкости рук, для этого необходимо изучить, запомнить и довести до автоматизма сотни комбинаций цветных элементов и действий с ними. Этот необычный вид спорта называется спидкубинг.
Регулярно проводятся турниры спидкуберов, обновляются рекорды. Постоянно открываются новые горизонты для достижений. В рамках турниров проводятся соревнования по сборке вслепую, одной рукой, ногами и так далее.
Новейшее увлечение – сборка пасьянсов (узоров) на кубике.
Для того чтобы описывать манипуляции с головоломкой, записывать схемы решений, движения элементов относительно друг друга, и просто для удобства общения был создан язык вращений. Он представляет собой буквенные обозначения для каждой грани и для способов ее вращения.
Стороны головоломки обозначают заглавными буквами.
В русскоязычных руководствах по сборке кубика Рубика используют начальные буквы от русских названий:
- Ф – от «фасад»;
- Т – от «тыл»;
- П – от «правая»;
- Л – от «левая»;
- В – от «верх»;
- Н – от «низ».
В мировом сообществе используют начальные буквы от названий граней по-английски.
Обозначения, принятые в WCA (World Cube Association):
- R – от right;
- L – от left;
- U – от up;
- D – от down;
- F – от front;
- B – от back.
Центральный элемент называется так же, как грань (R, D, F и так далее).
Ребро примыкает к двум граням, его название состоит из двух букв (FR, UL и так далее).
Угол, соответственно, описывается тремя буквами (например, FRU).
Группы элементов, которые составляют средние слои между гранями, тоже имеют свои названия:
- M (от middle) – между R и L.
- S (от standing) – между F и B.
- E (от equatorial) – между U и D.
Вращение граней описываются буквами, называющими грани, и дополнительными значками.
- Апостроф «’» указывает на то, что грань или слой поворачиваются против часовой стрелки.
- Цифрой 2 обозначается повтор движения.
Возможные действия с гранью, например, с правой:
- R – вращение по часовой стрелке;
- R’ – вращение против часовой стрелки.
- R2 – двойной поворот, неважно в какую сторону, так как у грани всего четыре возможных положения.
Чтобы определить, в какую сторону поворачивать грань, нужно представить на ней циферблат часов и руководствоваться движением воображаемой стрелки.
Вращение противоположных граней «по часовой стрелке» получается встречным.
Движения средних слоев привязаны к внешним граням:
- Слой M вращается в тех же направлениях, что и L.
- Слой S – как F.
- Слой E – как D.
Еще одно важное обозначение «w» — одновременный поворот двух примыкающих слоев. Например, Rw – одновременное вращение R и M.
Повороты всего кубика целиком называются перехватами. Они выполняются в трех плоскостях, то есть по трем осям координат: X, Y, Z.
- x и x’ – повороты по оси X всего кубика. Движения совпадают с поворотами правой грани.
- y и y’ – повороты кубика по оси Y. Движения совпадают с вращениями верхней грани.
- z и z’ – вращение кубика по оси Z. Движение совпадает с вращением фронтальной грани.
- х2, y2, z2 – обозначения двойных перехватов по указанной оси.
Кроме общепринятых обозначений, руководства по сборке пестрят сленгом, популярными в среде спидкуберов названиями техник, приемов, алгоритмов, узоров и фигур на кубике и так далее. Не менее востребованы схематические описания алгоритмов, в которых используются только стрелки. Чем больше накапливается опыта в решении головоломки, тем проще понимать описания и объяснения, многие вещи начинают восприниматься интуитивно.
- Шапка – собранные на одной стороне кубика цветные элементы. Сборка головоломки – то же самое, что сборка всех шести шапок.
- Пояс – смежные с шапкой цветные элементы. Шапка может быть собрана так, что пояс состоит из разрозненных цветных фрагментов, то есть угловые и реберные элементы стоят не на своих местах.
- Крест – фигура на шапке из пяти фрагментов одного цвета. Сборку часто начинают с построения креста. Здесь нет четкого руководства. Этот шаг позволяет наибольшую свободу действий и требует определенных размышлений. Когда крест готов, остается следовать заученным алгоритмам.
- Флип – разворот угла или ребра на одном месте относительно центра, это действие требует применения специальных алгоритмов.
Схемы для начинающих помогут научиться и сберечь нервы, собирая безнадежно запутанный кубик, почувствовать логику движений и отработать простейшие алгоритмы.
Прежде чем совершить какое-то действие, необходимо осмотреть кубик. На состязаниях на «преинспекцию» отводится 15 секунд. За это время нужно найти элементы одного цвета, которые будут собираться в «шапку» на первом этапе. Традиционно начинают с белой стороны, то есть большинство руководств предполагает, что U – белая. «Мультиколорщики»-спидкуберы могут начать сборку с любой стороны, мысленно перестроив все готовые алгоритмы.
Кубик Рубика 2х2
«Мини куб» состоит из 8 угловых элементов. На первом этапе собирается один слой из четырех углов. На втором этапе – оставшиеся углы размещаются на своих местах, при этом они могут быть перевернуты, то есть цветные элементы будут находиться не на своих гранях. Останется развернуть их нужной стороной.
- Алгоритм «пиф-паф» позволяет перемещать угловой элемент и правильно его ориентировать. Если проделать эту последовательность действий шесть раз подряд, кубик придет в исходное положение. Таким образом, если кубик смешан, нужно применить его от 1 до 5 раз, чтобы установить элемент правильно. Запись алгоритма: RUR’U’.
- Когда один слой собран, надо повернуть кубик вторым слоем наверх. Двигая этот слой в любую сторону, установить один из углов на свое место. Далее применяется алгоритм, позволяющий поменять местами два соседних элемента – правый и левый угол передней грани. Последовательность действий следующая: URU’L’UR’U’LU.
- Когда все углы находятся на местах, их переворачивают (флипают) при помощи алгоритма «пиф-паф». На этом этапе важно не перехватывать кубик.
Как собрать кубик Рубика 3х3
- Построить «белый крест», собрав 4 ребра с белыми наклейками вокруг белого центра.
- Совместить цветные центры сторон R, L, U, D с подходящими ребрами «белого креста».
- Поместить на свои места углы с белыми наклейками. При помощи алгоритма R’D’RD, повторенного до пяти раз, углы перевернутся в правильное положение.
- Чтобы поместить на свои места ребра среднего слоя, надо перехватить кубик – у2. Выбрать ребро без желтой наклейки. Совместить его с центром, совпадающим по цвету с одной из сторон. Применяя формулы, сместить ребро в средний слой: Ребро опускается со смещением влево: U’L’ULUFU’F’. Ребро опускается со смещением вправо: URU’R’U’F’UF. Если элемент оказался на своем месте, но неправильно повернут, эти алгоритмы используются снова, чтобы переместить его в третий слой и установить заново.
- Не перехватывая кубик, собрать желтый крест на шапке третьего слоя, повторяя алгоритм: FRUR’U’F’.
- Совместить ребра последнего слоя с боковыми центрами правильно, как это делалось для первого креста. Два ребра легко встанут на свои места. Два другие придется поменять местами. Если они находятся друг против друга: RUR’URU2R’. Если на соседних сторонах: RUR’URU2R’U.
- Расставить на правильные позиции углы последней грани. Если ни один из них не находится в положенном месте, применить формулу URU’L’UR’U’L. Один из элементов встанет правильно. Перехватить кубик этим углом к себе, он будет верхним правым на фронтальной грани. Перемещать остальные углы против часовой стрелки URU’L’UR’U’L или, наоборот, U’L’URU’LUR’. На этом этапе все собранные участки перестроятся, покажется, что что-то пошло не так. Важно следить, чтобы кубик не перевернулся и центр F не сместился относительно пользователя. Комбинацию ходов нужно повторять до 5 раз.
- Возможно, угловые элементы потребуется развернуть, совместив цветные фрагменты с остальными гранями правильно. Чтобы развернуть (флипнуть) их, используется первая формула: R’D’RD. Важно не перехватывать кубик, чтобы F и U не менялись.
Кубик Рубика 4х4
Головоломки, имеющие больше трех элементов в ребре, предполагают гораздо большее количество комбинаций.
Особенно сложны «четные» варианты, так как в них нет жестко зафиксированного центра, который помогает ориентироваться в классической головоломке.
Для 4*4*4 возможны около 7,4*1045 позиции элементов. Поэтому его назвали «месть Рубика» или Мастер Кубик.
Дополнительные обозначения внутренних слоев:
- f – внутренний фронтальный;
- b – внутренний задний;
- r – внутренний правый;
- l – внутренний левый.
Варианты сборки: послойно, от углов или приведением к виду 3*3*3. Последний способ наиболее популярен. Сначала на каждой грани собирается по четыре центральных элемента. Потом подгоняются реберные пары и, наконец, выставляются углы.
- Собирая центральные элементы, надо помнить, какие цвета противопоставлены попарно. Алгоритм, чтобы менять местами элементы из средней четверки: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’ U2.
- При сборке ребер вращаются только внешние грани. Алгоритмы: (Ll)’ U’ R U (Ll); (Ll)’ U’ R2 U (Ll); (Ll)’ U’ R’ U (Ll); (Rr) U L U’ (Rr)’; (Rr) U L2 U’ (Rr)’; (Rr) U L’ U’ (Rr)’. В большинстве случаев ребра можно собрать интуитивно. Когда остается всего два реберных элемента: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’ – чтобы установить их рядом, U F’ L F’ L’ F U’ – чтобы поменять местами.
- Далее применяются формулы кубика 3*3*3 для перестановки и вращения углов.
Сложные случаи, которые требуют особенного решения, – паритеты. Их формулы не решают задачу, а выбивают элементы из тупиковой ситуации, приводя головоломку в вид, решаемый стандартными алгоритмами.
- Два соседних реберных элемента в неправильной ориентации: r2 B2 U2 l U2 r’ U2 r U2 F2 r F2 l’ B2 r2.
- Противопоставленные пары реберных элементов в неправильной ориентации: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.
- Пары реберных элементов, стоящих углом друг к другу, в неправильной ориентации: F’ U’ F r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2 F’ U F.
- Углы последнего слоя не на своем месте: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.
Быстрая сборка головоломки 5х5
Сборка заключается в приведении к классическому виду. Сначала собирается 9 центральных фрагментов на каждой шапке и по три реберных элемента. Последний этап – расстановка углов.
Дополнительные обозначения:
- u – внутренняя верхняя грань;
- d – внутренняя нижняя грань;
- e – внутренняя грань между верней и нижней;
- (две грани в скобках) – одновременный поворот.
Сборка центральных элементов проще, чем в предыдущем случае, так как есть жестко закрепленные цветовые пары.
- На первом этапе сложности могут возникнуть, если нужно поменять местами элементы на соседних гранях. Если они разделены одним реберным элементом: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’. Если они находятся на внутренних центральных слоях: (Rr)’ F’ (Ll)’ (Rr) U (Rr) U’ (Ll) (Rr)’.
- Совмещение реберных элементов интуитивно понятно, оно не затрагивает собранные центры: (Ll)’ U L’ U’ (Ll); (Ll)’ U L2 U’ (Ll); (Rr) U’ R U (Rr)’; (Rr) U’ R2 U (Rr)’. Сложность представляет только сборка последних двух ребер.
Формулы для паритетов:
- поменять местами элементы в слоях u и d на ребрах одной грани: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’;
- поменять местами реберные элементы, расположенные в среднем слое на одной грани: (Uu)2 (Rr)2 F2 u2 F2 (Rr)2 (Uu)2;
- развернуть эти элементы на своих местах, то есть флипнуть: e R F’ U R’ F e’;
- развернуть на месте реберный элемент среднего слоя: (Rr)2 B2 U2 (Ll) U2 (Rr)’ U2 (Rr) U2 F2 (Rr) F2 (Ll)’ B2 (Rr)2;
- поменять местами элементы в боковом слое на одной грани: (Ll)’ U2 (Ll)’ U2 F2 (Ll)’ F2 (Rr) U2 (Rr)’ U2 (Ll)2;
- флипнуть одновременно три реберных элемента на своем месте: F’ L’ F U’ или U F’ L.
Последняя задача – расстановка углов по принципу классического куба.
Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих
Те, кто уже научился решать головоломку за 1 – 2 минуты, то есть может действительно быстро собрать кубик Рубика, подходят к принципиально новому пониманию задачи. Механическое ускорение на определенном этапе становится невозможным. Необходимы специальные алгоритмы и техники, чтобы уменьшить время поиска решений.
Послойная сборка классического варианта для ускорения процесса сводится к четырем задачам:
- начальный крест на одной шапке;
- одновременная сборка первого и второго слоев;
- последняя шапка;
- пояс третьего слоя.
Сложность в том, что приходится выучить и все время держать в голове 119 формул, составленных автором метода, Джессикой Фридрих. Группы алгоритмов F2L, OLL, PLL для каждого этапа описывают все возможные комбинации расположения элементов, развороты и перестановки, необходимые для работы с парами ребро-угол.
Метод позволяет решить головоломку меньше чем за 20 секунд.
Как собрать кубик Рубика с закрытыми глазами
Разработаны специальные приемы для облегчения этой задачи. Один из популярных в среде спидкуберов метод old Pochmann.
Сборка производится не послойно, а по группам элементов: сначала все ребра, потом углы.
Ребро RU – буферное. Применяя специальные алгоритмы, кубик, занимающий эту позицию, перемещают на свое место. Элемент, заменивший его в позиции RU, опять перемещают и так далее, пока все ребра не окажутся на своих местах. То же самое проделывают с углами. Особенность алгоритмов для сборки вслепую в том, что они позволяют переместить элемент, не перемешивая остальные.
В процессе слепой сборки куб не переворачивают, чтобы не запутаться.
Прежде чем приступить к сборке, кубик «запоминают». Мысленно создается цепочка, по которой элементы будут перемещаться. Каждой наклейке присваивается своя буква алфавита. Для ребер и для углов спидкубер составляет отдельные азбуки. Перемешанный кубик Рубика запоминают как последовательность букв. Верхняя наклейка на буферном кубике – первая буква, наклейка, которая занимает ее законное место – вторая и так далее. Для простоты, из последовательности букв составляют слова, а из слов – предложения.
Кому принадлежит рекорд по самой быстрой сборке кубика Рубика
Австралиец Феликс Земдегс дважды обновил мировой рекорд по сборке классического кубика Рубика в 2018 г. В начале года зафиксировано лучшее время 4,6 секунды, в мае головоломка решена за 4, 22 секунды.
22-летнему спортсмену принадлежит еще несколько действующих рекордов 2015 – 2017:
- 4x4x4 – 19.36 секунд;
- 5x5x5 – 38.52 секунд;
- 6x6x6 – 1:20.03 минут;
- 7x7x7 – 2:06.73 минут;
- мегаминкс – 34.60 секунд;
- одной рукой – 6.88 секунд.
Рекорд робота, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, – 0,637 секунды. Уже существует действующая модель, способная собрать кубик за 0.38 секунды. Ее разработчики – американцы Бен Кац и Джаред Ди Карло.