До одного года в жизни ребенка происходит множество событий. Он учится держать головку, начинает узнавать и понимать близких людей, пытается управлять своим телом. Важнейшим же из новообразований становится овладение речью. Благодаря этому процессу по-новому строится общение с окружающими, а также развивается и сама личность малыша. Он переходит на новый этап своего становления, познания себя в этом мире. Давайте разберемся, как формируется детская речь, когда ребенок говорит первое слово.
Когда маленький ребенок начинает говорить свои первые слова
Речевая деятельность проходит поэтапное становление. Прежде всего развивается пассивный словарь, то есть понимание значения слов, запас их во внутреннем мире маленького человека. Когда появляются первые слова, можно говорить об активном словаре, который расширяется с увеличением произнесенных слов, фраз и предложений. Пассивный и активный словарный запас пополняются одновременно, позитивно влияя друг на друга.
Очень важно, чтобы малыш связывал свое понимание слов и их проговаривание. Это во многом зависит от взрослого. Иногда дети просто повторяют понравившиеся им слова. Например, ребенок уже десять раз повторил «киса». Мать от этого может начать раздражаться и спрашивать: «Что «киса»? Ты видел кису? Где я тебе ее возьму?». Педагогически грамотным приемом будет переключение внимания ребенка с помощью вопросов и организации диалога: «Киса – это кошка, кот. Скажи правильно: «кот». Повтори. Как говорит кот? «Мяу». Скажи: «мяу»!»
Именно так малыш закрепляет активный словарь, обретает понимание того, что он произносит. Здесь действует закон обратной связи: сколько в ребенка вкладываешь – столько и получишь от него взамен.
Этапы речевого развития
До того как начать разбираться в значении слов, дети проходят в речевом развитии множество отдельных этапов. Рассмотрим, в каком же возрасте происходит наиболее активное становление словаря ребенка и что этому предшествует:
- 1 неделя жизни. Малыш уже способен различать звуки и реагировать на них, следит за говорящим человеком.
- 2 неделя жизни. Новорожденный отличает и выделяет голос своей мамы из гаммы других звуковых шумов.
- В возрасте полутора-трех месяцев активно развивается артикуляционный аппарат, дети начинают «гулить», то есть растягивать, как бы «пропевать» звуки, повторять услышанную интонацию.
- К возрасту трех месяцев ребенок способен к невербальному общению, то есть улыбкой реагирует на добрую интонацию, плачет в ответ на крик. Следовательно, малыш начинает понимать эмоциональную окрашенность речи других людей, но пока не осознает ее смысл. Ему можно говорить грубые слова мягким голосом, и ребенок будет улыбаться.
- C пяти месяцев появляется лепет. Он заключается в повторе отдельных звуков и слогов. Сначала это происходит неосознанно, ребенок просто играет с произношением, пробует его использовать. При помощи взрослого малыш повторяет нужные слоги, которые потом способны перейти в отдельные слова.
- С восьми месяцев происходит уже более глубокое овладение невербальными средствами связи с миром: жестами, мимикой и пантомимикой. Дети делают попытки что-то объяснить и сказать взрослому, но пока еще безуспешные.
- 1 год. Большинство малышей начинают использовать первые слова, составлять из них простые предложения.
- Полтора года. По просьбе взрослого дети могут назвать предметы, животных, людей, изображенных на картинках, фотографиях.
- 2-3 года. В этом возрасте ребенок начинает сам задавать простые вопросительные предложения, складывает фразы из двух-четырех слов. Сколько элементов включает словарь в этом возрасте? Считается, что малыш владеет словарным запасом в 400-1000 слов.
В дальнейшем речь все больше совершенствуется. Стоит понимать, что все эти сроки индивидуальны: сколько детей, столько и отдельных этапов в их развитии. Однако знать средние показатели важно для того, чтобы при отсутствии речи у малыша вовремя начать коррекцию.
Помощь в становлении речи
Самое главное условие для речевого развития ребенка – постоянное общение с ним. Дети нуждаются в разговорах, словах и поддержке с первых месяцев жизни. Однако к коммуникации с ребенком также предъявляются некоторые требования. Их соблюдение обеспечивает то, что малыши начинают говорить значительно раньше года. В каком же ключе следует взаимодействовать с маленькими детьми?
- Контакт «глаза в глаза». При общении важно удерживать взгляд ребенка, тогда он будет внимательным и к обращенной речи взрослого.
- Правильное произношение слов. Нельзя коверкать, искажать словесные конструкции. Кроме того, не стоит повторять неверное звукопроизношение, смешные слова, которые произносит малыш. Ребенок все быстро улавливает, и может запомнить именно неверный вариант. Потом будет сложно его переучить, сколько ни повторяй четко и правильно слово.
- Расширение кругозора. Чтобы было о чем говорить и спрашивать, нужны новые впечатления. Благотворно на речь детей влияют разнообразные прогулки, экскурсии, путешествия, игры с другими детьми.
- Использование художественного слова. Чтение и рассказывание сказок, стишков, потешек расширяет словарный запас и активизирует интерес к речи. Особенно детям нравится проигрывание различных историй. С этой целью можно использовать пальчиковые куклы, а также организовывать семейные спектакли.
- Развитие кисти рук. Мелкая моторика активизирует речевой аппарат – это доказано многими учеными. Младенцу начинают массажировать кисти рук, затем с первых месяцев жизни дают в ладошку разнообразные предметы, отличные по фактуре и свойствам. Главное, чтобы эти игрушки были безопасны для малыша.
- Умеренные нагрузки на психику. Много обучения и развития тоже вредно. Разобраться в том, сколько конкретному малышу нужно познавательных занятий в течение дня, поможет опыт и внимательное отношение. Переутомление дети демонстрируют через капризы и плач. Кроме того, они могут стать сонными, выглядеть болезненно. Тогда стоит предоставить малышу отдых, включить приятную музыку, молча погулять с ним на природе.
- Поддержание благоприятного эмоционального климата в семье. Замечено, что в счастливых семьях дети намного раньше начинают говорить, иногда уже в восемь месяцев. Если в жизни мужа и жены царят скандалы и недопонимание, малыш остро отзывается на это погружением в свой внутренний мир. Как следствие, возникает замедление всего психического развития в целом. Сколько с ребенком ни занимайся, его развитие будет отставать от сверстников, пока не прекратятся конфликты в доме.
Для маленького ребенка семья является тылом, опорой и защитой, где он может проявить себя. Ласковое, внимательное, заботливое отношение обоих родителей обеспечивает то, что их дети начинают не только говорить рано, но и опережать сверстников в психическом развитии в целом. У таких малышей в будущем есть все шансы стать одаренными, а значит способными с радостью и интересом познавать этот мир, активно развиваться в разных видах деятельности, стать гордостью для своих родных и примером для других детей.