Особенности детской речи: обучение ребенка речи

По наблюдениям родителей, современные дети начинают активно говорить ближе к двухлетнему возрасту. Но всем мамам, папам, дедушкам и бабушкам так хочется, чтобы их чадо начало полноценно общаться как можно раньше. Давайте разберемся, возможно ли это, и как научить ребенка говорить с помощью простых способов.

Как простыми способами научить маленького ребенка говорить

Прежде чем требовать от детей успехов в речевом развитии, стоит изучить особенности и процесс развития детской речи. Сначала идет активная подготовительная работа психического развития, которая включает:

  • становление структур головного мозга, артикуляционного аппарата и органов дыхания;
  • развитие основ познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • расширение пассивного словаря малыша.

В первые месяцы жизни ребенок реагирует на окружение криком. Это его призыв о помощи, требование внимания к себе. Затем в крике малыша появляются интонации, изменяется тембр и сила. Заботливая и опытная мать способна уловить эти различия и на интуитивном уровне понять истинные желания ребенка. Здесь уже прослеживаются базовые эмоции: гнев, радость, интерес, страх, боль.

Приблизительно к четырем месяцам у детей возникает гуление – это активное использование разнообразных звуков речи, а также их сочетание. Ребенок как бы играет со слогами, повторяет звуки, мелодично их протягивает. Происходит это пока неосмысленно. Цель данного процесса – понять, как работает артикуляционный аппарат, как его можно использовать, что это дает человеку. И большинству детей этот процесс очень нравится!

После 6 месяцев ребенок совершенствует процесс гуления, добавляет согласные звуки к гласным, подолгу повторяет слоги, но осмысленности в этом также нет. Только в год появляются первые простые слова в речи – «мама», «папа», «баба», «деда» и другие.

Бывает, что речевое развитие идет рывками, периоды активности сменяются спадами в речевом развитии. Малыш после года может на несколько месяцев замолчать. Обычно взрослых такое поведение очень беспокоит, хотя причин для паники нет. Следует помнить, что речь включает как активный, так и пассивный словарь, который у годовалого ребенка и пополняется.

В год осознанно используется примерно десять слов. Затем словарный запас очень быстро пополняется. Ребенок может составлять простые предложения из двух слов («Мама, дай!», «Дада, на» и др.), изменяя их по числам и падежам.

В два года активный словарь детей включает уже примерно 100-120 слов, но вот произносят их не все ребята правильно. Это зависит от особенностей развития и строения артикуляционного аппарата. Исправить особенности звукопроизношения и поставить речь помогают специальные игры и упражнения, а также работа с логопедом.

Подготовительный этап в развитии речи

Прежде чем научить ребенка говорить, следует провести подготовительную работу для его раннего речевого развития.

Доказано, что общение с еще не рожденным малышом в период беременности существенно ускоряет его психическое становление в последующем. В науке метод прикосновения к животу будущей матери с голосовым воздействием получил название «гаптономии». Очень рано этот способ использовать не стоит. Слух малыша развивается примерно на четвертом месяце беременности, а значит, именно с этого времени и необходимо начинать общение с ребенком. К нему необходимо обращаться, читать сказки, включать детские песенки, ставить классические музыкальные произведения.

Статья в тему:   принципы системы раздельного питания

После рождения малыша такое общение продолжается. Не стоит думать, что ребенок еще ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним бесполезно. Взаимодействие с другим человеком вызывает эмоциональный отклик, формирует пассивный запас слов, их понимание, а, следовательно, позволяет естественным путем научить ребенка разговаривать.

Хочется отметить также чрезвычайную важность грудного вскармливания. Учеными доказано, что дети, в достаточном количестве получающие материнское молоко, развиваются быстрее сверстников, в том числе и в речевом плане.

Особое внимание следует обратить на развитие правильного прикуса малыша. Для этого младенец не должен слишком долго сосать соску и пустышку. Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, лучше использовать силиконовые соски, которые мягче.

Важное внимание следует уделить развитию мелкой моторики малыша, так как зоны головного мозга, отвечающие за речь, тесно связаны с моторной областью. Для развития мелкой моторики младенцу делают массаж кистей рук и стоп. Именно эти манипуляции положительно влияют на малыша, и позволяют взрослым научить ребенка говорить.

Кроме того, тактильный контакт с родителями очень важен. Благодаря этому осуществляется эмоциональное развитие, которое, в свою очередь, стимулирует речь детей. Мама чаще общается, потому что кормит ребенка. Отцу же также стоит включиться в уход за малышом, физически взаимодействовать с ним, класть себе на живот, грудь, разговаривать.

Маленького ребенка можно и нужно нагружать новыми впечатлениями, тогда в год он точно заговорит. Важным средством для этого служат прогулки. Многие мамы пренебрегают ими, вынося коляску с малышом на балкон. Это в корне неверно, так как прогулка – это не только сон на свежем воздухе, но и общение с окружающим миром, познание нового. Благотворно в этом плане влияет использование слинга (перевязи) вместо коляски. При слингоношении происходит более тесное эмоционально-личностное общение матери и малыша. Ребенок на улице больше бодрствует, рассматривает окружающий мир, слышит его звуки. Нельзя сказать, что прогулки в слинге – это правильно, а в коляске – нет, здесь все индивидуально.

Конкретные советы по развитию речи

И вот наступил долгожданный день рождения – ребенку исполнился год! Он уже может произносить отдельные простые слова, но дальше прогресс пока не идет. Что же предпринимать родителям, как научить ребенка говорить? В этом помогут следующие советы:

  • Постоянно разговариваем с ребенком, причем говорить следует правильно, не коверкая слова, не передразнивая малыша. Взрослых часто забавляет и умиляет речь ребенка, но стоит проявить к нему уважение. Из-за такого неверного повторения («лыба», «каландаш», «Валвала») может сформироваться чувство обиды, и малыш надолго замолчит. Также называем животных правильно: не «Мяу-мяу побежала», а «Смотри, кошка. Она говорит «мяу».
  • Продолжаем развитие мелкой моторики руки ребенка. Для этого используем не только игрушки, но и разбор круп, лепку, игры с песком. В процессе этих занятий следим за безопасностью и учим ребенка говорить. Называем все предметы четко и выразительно, указываем на действия с ними, их свойства, просим ребенка повторить. Кроме того, следует помнить, что речь не возникает в год или два, а совершенствуется в ежедневном общении всю жизнь.
  • Поддерживаем общение с другими детьми и взрослыми. Коммуникативная активность – залог успешного речевого развития. Правильно, когда ребенок учится рано взаимодействовать с другими членами общества, не боится такого контакта. При разговоре с детьми, особенно с теми, кто говорит лучше, он будет стремиться соответствовать уровню этих детей, подражать им.
  • Читаем литературные произведения. В год используются в основном маленькие стишки и потешки. В дальнейшем, диапазон для чтения расширяется. Главное, чтобы малые литературные произведения вызывали интерес, соответствовали возрасту. Ребенка необходимо просить продолжить рифмованную строчку, повторить слово. Так правильно развивать и формировать словарь малыша.
  • Говорим на понятном языке. Для общения с ребенком используем простые слова и короткие предложения. Не перегружаем речь образными эпитетами, взрослой терминологией – это может оттолкнуть малыша от речевого взаимодействия. Кроме того, важно помнить про выразительность и мимику – они относятся к невербальным активизирующим средствам общения.
  • Постоянно задаем вопросы. Уже в год ребенок способен отвечать, указывать на названный предмет. Вопросы рано активизируют любознательность, интерес к окружающему, а желание дать верный ответ помогает научить ребенка говорить. Важно при вопросах смотреть в глаза малыша, улавливать его взгляд, что обеспечит более тесное общение. Это будет правильно с психологической точки зрения и обязательно вызовет ответный отклик.
  • Развиваемся музыкально. Все музыкальные произведения направлены на эмоциональную сферу, которая, как уже говорилось выше, активно влияет на речевую. Дети очень любят слушать музыку и песни, танцуют и подпевают. Это активизирует речь, пробуждает фантазию и творческие наклонности. Благодаря развитию данных показателей дети в целом способны развиваться намного быстрее.
  • Ставим спектакли. Такое развлечение не оставит ребят равнодушными. Для домашнего театра можно использовать самодельных кукол, пальчиковый театр, а также фигурки, выполненные в стиле оригами. Произведениями для инсценировки могут быть народные сказки и истории, придуманные самими родителями. В любом случае домашний театр – это действо, которое объединяет и сплачивает семью, помогает ребенку почувствовать себя в безопасности, смело и открыто высказываться, задавать вопросы, общаться.
Статья в тему:   Что такое токсикоз и почему он возникает?

Мы рассмотрели лишь самые общие рекомендации о том, как учить ребенка говорить. Нужно помнить, что к каждому малышу необходимо подбирать индивидуальный ключик, благодаря которому он сможет заговорить даже в год. Позитивный эмоциональный климат, в котором растет и развивается малыш, будет благоприятно сказываться на общем и речевом развитии.