Что такое ходьба: ребенок начинает ходить

Когда ребенок начинает ходить, это указывает на то, что произошло полное урегулирование систем в организме, отвечающих за этот сложный процесс. Сколько ему при этом будет месяцев, не важно, если он самостоятельно получил этот навык. Чтобы ребенок начал самостоятельно передвигаться без поддержки, должны быть развиты двигательно-моторные навыки, позволившие ему принять вертикальное положение тела и сделать свои первые шаги. Во сколько месяцев это произойдет, зависит от генетических особенностей организма и общего развития малыша.

Родители при нормальном состоянии здоровья младенца, выполняющие все рекомендации педиатра по формированию правильных произвольных навыков, могут получить хорошие результаты в более ранние сроки. Не следует беспокоиться, во сколько пойдет ребенок, если педиатр считает, что развитие малыша соответствует нормам.  Должно пройти время, чтобы малыш начал ходить естественным образом. Неизвестно, сколько времени понадобится малышу, чтобы научиться твердо стоять на ногах и передвигаться в пространстве, сохраняя равновесие.

Когда ребенок начинает ходить, он совершает координированные движения ног и рук, и одновременно поддерживает равновесие своего тела. Эти умения и навыки формируются от рождения и до полутора лет, и норма, определяющая сроки начала самостоятельного хождения, не установлена.

Когда маленький ребенок начинает ходить

Ходьбой называется перемещение тела в пространстве под управлением головного мозга и центральной нервной системы. Каждый шаг состоит из переменных, согласованных движений мышц, которые называют сгибателями и разгибателями.

Когда ребенок должен начать ходить, у него появляется согласованная работа рецепторов, сухожилий, связок, мышц. Прежде чем это сделать, требуется научиться управлять движениями мускулов и быть способным их координировать. В каком возрасте это произойдет, зависит от многих причин.

Ходьбе мозг учится достаточно долго, и хорошее управление движениями формируется после 4 лет. До этого возраста идет созревание клеток головного мозга и центральной нервной системы. Девочки и мальчики начинают самостоятельно принимать вертикальное положение после 6 месяцев. После того как ребенок начал передвигаться с опорой, и активно тренирует свои мышцы и мозг, нужно ожидать, что он сделает свой первый шаг самостоятельно и будет развивать это умение дальше.

Статья в тему:   Подходящее время для гороха: гороховый суп

Мальчики и девочки могут пойти в любом возрасте, этот навык не зависит от пола. Они сделают свой первый шаг, когда их нервная система будет достаточно сформирована для этого.

Вся жизнь маленького ребенка до ходьбы должна быть подчинена подготовке к этому важному событию. Чтобы опорно-двигательный аппарат был готов к движению, нужно соблюдать основные этапы в формировании двигательного развития у ребенка.

Через какие этапы формируется навык

Произвольные навыки должны формироваться постепенно, плавно вытекая друг из друга. Это естественный процесс развития, за которым следует наблюдать, и не торопить события. Нужно сформировать по очереди способности:

  • поднимать и удерживать голову;
  • поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки;
  • поворачиваться со спины на бок и живот;
  • пониматься из положения лежа с опорой на ноги и руки;
  • ползать;
  • принимать вертикальное положение с опорой;
  • ходить с опорой;
  • ходить без опоры.

Только правильное развитие малыша позволит ему сформировать центральную нервную систему и начать ходить в тот период, когда детский организм будет к этому готов.

В чем важность этапов

Первые произвольные движения появляются у младенца уже около полутора месяцев. Выложенный на живот, он поднимает и удерживает голову. Это движение заставляет развиваться центр речи, и малыш начинает произносить первые звуки, которые педиатры называют гуление.

Способность контролировать положение головы в пространстве сменяется в возрасте 3 месяцев умением поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки. Это умение развивает зрительно-моторные навыки.  Дети после этого начинают осмысленно тянуться к игрушке и захватывать ее ручкой, пробуя на вкус.

В возрасте 4 месяцев реализуется очень важный навык. Малыш начинает поворачиваться со спины на бок и живот. Родители должны отработать повороты в обе стороны, чтобы мозг развивался равномерно. При достаточной тренировке этого навыка малыш начинает лепетать.

После того, как малыш освоил перевороты, он большую часть времени должен проводить в положении лежа на животе. Это происходит в возрасте около 5 месяцев. Такая позиция позволит ему развиваться правильно. Если ребенка оставлять во время бодрствования на животе, то после 6 месяцев он постепенно научится ползать, и это намного важнее для его развития в этом возрасте, чем ходить.

Статья в тему:   Полезные свойства дайкона и противопоказания к употреблению

Осваивая навык ползания, дети совершенствуют тонические мышцы, отвечающие за позу, удерживающую положение тела. Этот этап позволяет ребенку сформировать в будущем правильную осанку при статичном положении тела. В это же время происходит тренировка вестибулярного аппарата и формируется зрительное пространство.

Ползание способствует дальнейшему развитию речи, и ребенок начинает говорить слогами. В это же время ребенок начинает самостоятельно садиться и менять положение тела.

Пройдя все эти этапы, ребенок может пойти самостоятельно. Принятие вертикального положения может произойти во втором полугодии жизни во время ползания.

Малыш начинает ходить самостоятельно в тот момент, когда проходит без опоры несколько метров. У многих детей это происходит ровно в год, у других навык формируется в возрасте до 18 месяцев.

В чем опасность раннего начала ходьбы

Некоторые родители в начале ползанья допускают ошибку и усаживают младенца в ходунки или прыгунки. Этим они нарушают естественный процесс формирования совместных произвольных двигательно-моторных навыков.  В детских тренажерах большей частью работают ноги, а руки отстают в развитии, что потом скажется на развитии мелкой моторики и речевой функции.

Приспособлениями для развития мышц ног можно пользоваться только после рекомендации врача, который считает, что тренировка мышц необходима для ребенка.

Для здоровых малышей такие занятия могут быть вредны:

  1. Дети, не прошедшие все этапы развития и освоившие хождение с помощью тренажеров, в возрасте до 6 лет теряют равновесие и падают намного чаще, чем их сверстники, научившиеся ходить естественным способом.
  2. Дети, пропустившие стадию ползания, не научились правильно приземляться на руки. Это делает их более уязвимыми при падении и становится причиной травм головы и опорно-двигательного аппарата.
  3. После тренажеров у ребенка могут развиться патологические состояния опорно-двигательного аппарата, которые придется корректировать с помощью невропатолога и ортопеда до 4-5 лет.

Когда дети делают ранние первые шаги до года, часто выявляются ортопедические заболевания, требующие врачебного контроля.  Родители в этот момент должны внимательно следить за положением стоп на плоскости, оценивать походку и осанку ребенка. Если что-то покажется необычным, нужно обратиться за консультацией к ортопеду и обсудить с ним сложившуюся ситуацию.