Детство пролетает очень быстро, особенно, если это касается собственных детей. Совсем недавно была выписка с малышом из роддома, а теперь уже настало время отдавать его в дошкольное учреждение. Естественно, что это событие волнительное, потому что от адаптации к детскому саду зависит очень многое в жизни ребенка. Все родители хотят, чтобы их малыш с радостью шел в садик, с интересом там занимался и играл, ему нравилась воспитательница и другие дети. Все это во многом зависит от правильной подготовки к дошкольному учреждению.
Содержание
Адаптация малыша в детском саду: секреты успешного привыкания
В суждениях о том, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, ученые и обычные мамы расходятся. По заверениям психологов, стоит подождать до 3 с половиной – 4 лет. Именно в этом возрасте уже формируется самосознание малыша, он умеет общаться, обладает навыками самообслуживания. Однако многие родители, у которых несколько детей и богатый опыт посещения детских садов, утверждают, что менее болезненно адаптация к детскому саду проходит в 2 года, когда малыш еще не все понимает и принимает новую ситуацию, как данность. Конечно, здесь многое зависит от опыта и педагогического мастерства воспитателя, которому придется намного больше заниматься с ребенком, но и детей в группах раннего возраста значительно меньше. При желании осуществить индивидуальный подход и оказать необходимую поддержку можно каждому.
На что обратить внимание для подготовки к саду?
Прежде всего, это соблюдение сходного с детсадовским режима дня. Еще с советских времен сохранился определенный график работы дошкольных учреждений, которого придерживаются многие сады. Ребенка приводят к 8 утра, затем под руководством воспитателя или физкультурного работника проводится утренняя гимнастика (зарядка). В 8.30 подают завтрак. В промежутке с 9 до 10 часов утра проходят разнообразные занятия по плану воспитателя (по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений и др.). После дети идут на прогулку, где играют на площадке приблизительно до 11.30. В 12 часов подают обед, после которого в 13 часов детей укладывают спать на 2 часа. Затем в распорядке дня идет полдник (примерно в 15.30) и вторая прогулка (до 17 часов). По возращении в группу детям подают ужин.
Естественно, что адаптация ребенка не произойдет сразу же, как только вы отдадите его в детский сад, он не включится в такой режим. Тем не менее, малыш должен о нем знать и соблюдать в то время, пока находится в своей группе.
Дома за 3 месяца до предполагаемого начала обучения в дошкольном учреждении будить ребенка следует до 8 утра, кормить завтраком, затем заниматься с ним, читать, рисовать. После этого, идет прогулка. Не следует гулять только на одной и той же площадке. Лучше расширять места прогулок, учить ребенка любоваться природой, ходить в зоопарк, на выставки. Это делается для того, чтобы ребенок в детском саду был готов к смене видов деятельности, а не стремился только качаться на качелях или лазать по гимнастическим снарядам.
После прогулки ребенка следует покормить обедом. Причем, надо приучать его самого есть ложкой, не отвлекаться, не смотреть во время еды телевизор. В детском саду развлекать его никто не будет, а без этого он может остаться голодным.
Наиболее важным режимным моментом, на который нужно обратить пристальное внимание является дневной сон. Даже если ребенок не спит днем, его следует укладывать на 2 часа в постель, чтобы он просто отдыхал, был менее активен. Пусть малыш выберет себе любимую мягкую игрушку, с которой будет засыпать. Потом ее можно занести в группу. Игрушка станет некой установкой, маркером для сна, благодаря чему адаптация ребенка будет происходить легче.
В рамках подготовки к саду важную роль играют гигиенические навыки и самообслуживание. Прежде чем отдавать ребенка в дошкольное учреждение, его нужно научить пользоваться горшком, мыть руки, надевать одежду и обувь. Понятно, что в 2 года, это еще не у всех детей получается, но дать основу таких умений обязательно нужно. Тогда ребенок будет увереннее воспринимать обучающие воздействия воспитателя, стараться сделать так, как нужно, соответствовать другим детям.
Особая роль в подготовке отводится и умению общаться. Замечено, что сложнее адаптируются к дошкольному учреждению те дети, которые тихие, необщительные, плаксивые и боязливые. Следует учить своего ребенка знакомиться и общаться. Здесь поможет именно пример взрослого, который сначала сам должен знакомить детей, предлагать им поиграть. Затем уже направлять малыша при знакомстве, оказывать помощь лишь по необходимости.
Первый раз в детский сад
Идеальным вариантом для того, чтобы адаптация ребенка прошла успешно, будет возможность посещения групп кратковременного пребывания. Обычно в них ходят мамы с детьми до 2 лет 2-3 раза в неделю по несколько часов.
Если таких групп в дошкольном учреждении не предусмотрено, то посещение сада следует начинать с нескольких часов: приводить ребенка на прогулку, где всегда интересно, а затем оставлять на обед. Постепенно все больше увеличивать время нахождения ребенка в группе, включать его в разнообразные режимные моменты.
Лучше всего отдавать ребенка в детский сад в конце лета, пока еще не проводятся занятия. Дело в том, что сначала большинство детей плачут, капризничают, скучают по дому. Это нормально, так и должна происходить адаптация детей. В сентябре начинаются занятия, на которых дается важная и нужная информация, а потому ребенок должен быть уже спокоен, подготовлен для получения новых знаний.
В дошкольном учреждении важно провести беседу с воспитателем о своем ребенке, рассказать о его особенностях. Так педагогу будет проще и легче осуществить индивидуальный подход к малышу.
Если ребенок не может оторваться от мамы, у него начинается истерика, лучше, чтобы его приводил в сад другой родственник, например бабушка.
В норме процесс адаптации к дошкольному учреждению должен длиться от 2 до 6 месяцев.
Помощь в адаптационном периоде со стороны родителей
Для того чтобы малыш смог успешно влиться в жизнь детского сада, от родителей требуется соблюдение следующих правил:
- Терпение и ласка. Многие дети на этапе адаптации становятся агрессивными и неуправляемыми. Проявляется и детский негативизм, когда малыш делает все наперекор просьбам взрослого. От родителей требуется понимание того, что ребенку сейчас очень непросто, важно его поддержать, а не наказывать. Лучшей реакцией на капризы малыша будут объятия, ласка, поглаживания. Важно дать понять ребенку, что он по-прежнему нужен и любим.
- Принятие регресса. Под данным термином понимают «возращение в детство», когда малыш начинает писаться в штанишки, перестает внятно говорить. Все это защитная реакция на неблагоприятные условия среды. За такое поведение нельзя ругать, а стоит позволить ребенку побыть маленьким, опять-таки больше проявлять свою любовь к нему.
- Закаливание. У большинства родителей присутствует страх того, что как только ребенок пойдет в детский сад, он начнет постоянно болеть. Поэтому перед садиком они всячески утепляют малыша, опасаются любого сквозняка. Иммунитет ребенка от этого страдает. Он действительно начинает болеть, но от того, что становится чувствителен к холоду. Стоит наоборот больше внимания уделить закаливанию. Дома ребенок должен ходить в маечке и трусиках, на улице летом без колготок. Не стоит бояться давать прохладные напитки и фрукты. Все это приучит организм малыша противостоять инфекциям.
- Ограничение эмоциональной нагрузки. На сложном жизненном этапе обычно не до собраний и многолюдных развлечений. Когда ребенок пошел в сад не стоит устраивать домашние праздники и пиршества. От обилия посторонних людей психика ребенка будет уставать. Лучше в ближайшие месяцы не принимать гостей, не позволять малышу долго смотреть мультфильмы, не включать громкую музыку. Благотворно на эмоциональное состояние будут влиять классические музыкальные произведения, чтение сказок, прогулки на природе.
- Правильная мотивация. Ребенку необходимо рассказывать о том, какую пользу дает детский сад, говорить о том, что им гордитесь. Каждый шажок к адаптации нужно замечать и хвалить за него: «Сегодня не плакал, сам покушал, играл с детьми, – какой ты молодец!» Кроме того, важно при ребенке не обсуждать воспитателя и дошкольное учреждение в целом. Малыш может воспринять такие взрослые разговоры, как негативные, и отказываться туда ходить.
- Умение сделать выбор. Бывает и так, что ребенок уже два месяца посещает сад, но улучшений в адаптации не происходит. Он становится все печальнее, агрессивнее и несчастнее. Иногда причина кроется не в самом малыше, а в воспитателе и группе сверстников. Родителям важно понять, почему ребенок не может привыкнуть к саду, а потом, при необходимости, принять решение о переводе в другую группу, сад или вообще пока подержать малыша дома, чтобы он сам «созрел» и попросился в детский сад.
Адаптация – это важный процесс, пережив который, ребенок вырастает над самим собой, развивается в психическом, личностном и нравственном плане. Соблюдая перечисленные советы, можно легко обеспечить быстрое привыкание малыша к новой среде, помочь ему влиться в детский коллектив и занять свое место в системе межличностных взаимоотношений.